70 лет за зелёных человечков

Альфа и Омега

Опубликовано в журнале "Домашний Компьютер" №11 от 1 ноября 2001 года.
Текст: Фраг Сибирский

 Operation Flashpoint, одна из величайших игр современности, одна из величайших игр прошлого или, если угодно, просто одна из величайших игр, в очередной раз родилась в ушедшем августе. Июньский европейский релиз изобиловал оплошностями, нестыковками, недочетами - абсолютно всеми недостатками, которыми только может расцвести европейское издание игры века, - словом, был великолепен. Затем последовал научно обоснованный американский релиз (в том самом августе), а сей безразмерный материал приурочен к выходу уже академической русскоязычной инкарнации (по логике вещей - безупречной), грядущей в декабре. Дожили, братцы!

Увертюра

В самом деле, можно ли найти еще игру, где, честно оттрубив свое в пехоте (марши, кроссы, транспортировка на грузовиках и БМП, пост у костра), вдруг получаешь под командование целый взвод или идешь на спецназовскую диверсию в ночное время, или оказываешься водителем или стрелком танка «Абрамс», а то и пилотом боевого геликоптера? В режиме карьеры Bohemia Interactive словно задалась целью провести нас через все до единого сражения на трех игровых островах.

Следует учитывать, что OF не признает никаких «переключений» или «переходов» между бойцами, танками или подразделениями, которыми грешили все до единого игры данного направления, от SpecOps до Wargasm, - погибнуть посчастливится лишь один раз, и с этой случайной смертью даже самая успешная миссия безвременно завершится. Любую из грандиозных баталий Эверона, Мальдены, Колгуева мы наблюдаем исключительно с одной точки: эта серо-зеленая точка носит каску, ранец, фляжку и фонарик, таскает на спине M-16, ползает по кустарнику и стреляет по всему, что только попадает в замочную скважину прицела; но она отчаянно уязвима, эта точка, и обычно испускает дух, как только какой-нибудь ретивый русский солдат со смешным акцентом решает из чисто спортивного интереса выбить именно ее из длинной цепочки серо-зеленых точек, спускающихся с холма в прекрасную долину. Какой-нибудь студент-выпускник, имеющий склонность к статистике, мог бы написать интересное дипломное сочинение с целью выяснить, каковы шансы на выживание у солдата, не пропускающего ни одной битвы своей кампании, поэтому OF - это не только революционная, но и очень сложная игра. Но, как ни парадоксально, именно ее сложность, армейский режим распределения сохранений, острый дефицит медиков на поле боя, а еще эта отчаянная смертность, и делают Operation Flashpoint столь революционной, великой игрой?

Начало, вероятно, не очень удачное. Попытавшись кратко обрисовать контуры шедевра Bohemia Interactive, я забросил вас ненароком в самую гущу событий (сама Bohemia не делает такой ошибки - действие основной кампании Flashpoint разворачивается очень и очень неспешно). Но вступление хотя бы получилось информативным: вы уже знаете, что в OF мы (в составе миротворческих сил) воюем против советских ренегатов (в достатке снабженных АК-74 и T-72) на далеких, очень далеких островах - в очень красивых долинах и деревушках, густых и обширных лесмассивах, в беспрецедентных горах и на плато с древними развалинами. Все лучше, чем пересказывать историю развития конфликта.

Что есть Operation Flashpoint? Operation Flashpoint есть грандиозный военный симулятор, с нуля за три года разработанный Bohemia Interactive Studio, скромной пражской компанией. Он затрагивает весь алфавит военных игр: атака, броня, вертолеты, газ, джип, естественность, жизнь, задания, интересность, командование, лидер, медики, натурализм, операции, повышение, ранения, снайпер, танки, учения, фантасмагория, хаки, часть, шашка, эксфильтрация, ювелирность, явка. Может быть, точнее было бы называть Operation Flashpoint (OF) симулятором военных симуляторов?

Картины жизни и смерти

OF лежит вне четкого распределения жанров, точнее - относится к каждому из них. Стратегия, симулятор, экшены всех мастей? Вы можете сомневаться, что Flashpoint - ролевая игра, но только до тех пор, покуда не окажетесь за линией фронта, на вражеской территории, отрезанный от своих, в огромном лесу, и миротворческие силы будут спешно оставлять остров, и с карты одна за другой будут исчезать точки эвакуации. Вы перейдете на подножный корм, будете бродить с партизанами и снимать АК с вражеских тел; вас будут ловить и расстреливать регулярные части; переодетый мирным жителем, вы поведете грузовик «Урал» и, оставляя на блокпосту первый ящик водки, пробурчите вдруг, что Operation Flashpoint - очень даже неплохой квест. Bohemia Interactive изобрела собственный жанр.

Не все, понятно, удалось. Пехотинец, джип, танк и вертолет управляются одним и тем же набором клавиш и с одинаковой легкостью; элементарное командование взводом отнимает куда больше энергии и сил, чем собственноручное выведение в расход всего советского лагеря; да и постоянные конвульсивные извивы сюжетной линии главной кампании порядком раздражают и дезориентируют (где-то на середине игры перестаешь осознавать, побеждают ли наши ребята или проигрывают, окончательно офонарев от череды панических эвакуаций и триумфальных десантов). Физически невозможно одинаково счастливо бегать по холмам с винтовкой и терпеливо выжидать в тесной башне «Абрамса»! Но вряд ли когда-нибудь удастся сделать более интересную игру, относительно успешно совмещающую массовые пехотные операции с танковыми атаками россыпью и расстрелом конвоев бензовозов на бреющем полете, если даже у кого-то и возникнет такая идея. Operation Flashpoint безумно привлекательна: всего одна жизнь, единственный билет, всего один шанс увидеть собственными глазами всю эту нежданно красивую войну.

Знаменитая дефматч-карта Paintball, козырная позиция у фонтана. Новичок только что купился на классический трюк: помчался добивать раненого соперника (видите - рука прострелена?) и не заметил, что тот вовремя сменил позицию.

Движок OF получился ну совершенно фантастическим, и мне очень нравится предположение, что при его создании в древнем алхимическом квартале Праги не обошлось без дьявола, бледных фаустоподобных разработчиков и подписанной кровью закладной. Bohemia Interactive присуща точность часовщиков. Вы уже имеете некоторое представление об экипировке бойцов (фляжки-фонарики-сошки) и окружающих пейзажах (деревни-долины-леса) - таким образом, этот текст заглатывает сам себя. Добавлю, что поездки в набитом соратниками коробе БМП или кузове грузовика, совместные перелеты на UH-60 «Блэкхок» или посиделки у костров (с колоритными анекдотами, артикуляцией и чисткой отрисованного до рычажка предохранителя оружия) имеют чистоту скриптовых сценок, хоть таковыми и не являются. Как и подрыв на минах транспортной колонны, со взлетающими на воздух БТР и переворачивающимися джипами. А моментальный скриншот вашего родного взвода - отменная фотография на обложке популярного иллюстрированного издания «Солдат удачи». Километраж поля видимости не выберет даже оптический прицел, условно ограничивает обзор лишь самый настоящий горизонт, над которым фейерверком зажигаются рассветы и закаты. Длинные и правильные тени удобно располагаются впереди солнца. Ночью в небе исправно зажигаются созвездия, по которым при большом желании можно ориентироваться.

Прибавьте сюда фотореалистичную (глуповатое, но в случае с OF точное определение) технику (равно как и колокольни, башенные часы, дома и оружейные штабеля) и практически невероятную для игры таких масштабов скорость в максимальных настройках: 18 кадров в секунду на Athlon 733, 256 Мбайт видео-ОЗУ и GeForce 2 GTS, а также стабильные 25+ на Athlon 1333 без особой динамической смены детализации. Это самый совершенный движок для работы с открытыми пространствами (и тысячей разнообразных объектов на них) на сегодня. Пожалуй, лишь доисторический Trespasser был столь же амбициозен. И чего достиг Trespasser?..

Если у джипов, вертолетов, танков и грузовиков Operation Flashpoint и имеется физика, то очень незначительная. Но верно также, что отсутствие физической модели не замечаешь, пока тебе специально на это не укажут. Очень красивая подделка. Зато какая физическая модель у пехотинцев! Это одна из сильнейших и несправедливо обойденных вниманием черт OF.

Больше всего в полетах потрясает вот это сохранение легкости и четкости картинки при многократном увеличении обзора. Такого, пожалуй, не было нигде. Жаль, замороженный скриншот не передает скорости?

Поймавший пулю боец может упасть на землю одним из двухсот пятидесяти сравнительно честных способов. Если он при этом не стоял на месте, а двигался, число удваивается. Только в Operation Flashpoint я увидел, как бежит мертвец: в каске у него здоровенное отверстие, но ноги еще двигаются с похвальной быстротой, и тело летит вперед по инерции, обороты все убывают, и, будто запнувшись, он наконец ныряет в пыль?

Замечательная баллистика словно создана для простреливания зарослей из M-60 (нормально работает лишь в положении лежа). Под кинжальным огнем куклы в армейской форме с опознавательными знаками откалывают цирковые номера, прежде чем превратиться в такие же куклы, но неподвижные. Не совсем гладкая система точечных попаданий лишь подчеркивает первобытную радость от точного выстрела в офицерскую голову из снайперской винтовки M-21. Наконец, в отличие от легиона прежних игр, система работает с той же эффективностью и в обратном направлении: только в Operation Flashpoint я побывал бегущим мертвецом, только в Operation Flashpoint я спрашивал, по ком звонит колокол.

Писатели и война

Другой не слишком известный аспект игры - ее торжественный комплект из одиннадцати одиночных миссий. Не секрет, что всякий уважающий себя проект такого плана имеет помимо основной, раскручивающейся, как пружина, кампании еще и побочный набор из нескольких разнокалиберных заданий. Мало кто обращает на них внимание, - разработчики таким образом то замаскируют аптечку первой помощи для умственно отсталых, неспособных обучиться закладывать мины или водить вертолет по ходу кампании, то подсунут миссии из середины основной игры или даже многопользовательского режима. Победоносно завершив Operation Flashpoint, я обратился к одиночным заданиям - и испытал настоящий шок. Со всей ответственностью заявляю: каждая, буквально каждая из одиннадцати независимых миссий OF представляет собой произведение искусства.

Прогуляемся по страницам журнала «Иностранная литература». История доблести Clean Sweep. Похоже, что от Алистера Маклина (что доказывает и хорошо выдержанное продолжение Clean Sweep II). Классические шпионские повести Lone Wolf и Shadow Killer - то ли от Уолтера Уэйджера, то ли от Яна Флеминга (ночь, вражеские тылы, глушитель на стволе). Или взять Sniper Team и Bomberman, мрачные поэмы о стрелках и оптических прицелах в духе Дональда Гамильтона (и названия похожи). В сборник входят также патриотические новеллы Commander (в центре повествования - моральная дилемма американского офицера) и Heavy Metal (неуставные отношения в среде танкистов). Душераздирающая книженция.

И дело тут не в оригинальности. Вполне привычные ветерану OF операции - снайперство, засады на дорогах, пехотная или танковая атака на деревню, небольшой вертолетный экзерсис, ночные диверсии, зачистка. Суть в немалой сложности заданий и особой структуре их построения. Это рассказы, одиннадцать лихо закрученных историй, одиннадцать новелл о войне. Есть меланхоличные, есть жестокие. Хоть Хемингуэй, хоть Фолкнер, хоть Ремарк. Если в кампании действие подается небольшими порциями, то в одиночных миссиях оно концентрировано. Карусель событий раскручивается мгновенно, и на самом коротком отрезке времени может стрястись все, что угодно.

 Грозный «Абрамс» в боевом развороте. Не так интересно быть водителем или командиром. Вот стрельба из башенного пулемета под визг сервомоторов ? совершенное счастье. Непередаваемое.

В кампании, где большинство целей не определено с начала задания, а формируется на ходу, обстановка усложняется медленно, но верно. Где-то на Мальдене мы проходим рубеж, из-за которого не возвращаются: за малейшее отклонение от командирского долга (не вздумайте, скажем, воевать своими силами - все, все следует взвалить на подчиненных) нас сразу же после чествования победы с позором разжалуют в гражданские. Да, Bohemia Interactive пала жертвой нелинейности собственных миссий: этот недостаток Operation Flashpoint не подметил только ленивый. Правилами не предусмотрены такие варианты, как потеря командира, медиков или всего взвода, опоздание на транспорт, тяжелое ранение в ноги, тысяча других, о которых уже много раз писали. Неприятные, конечно, вещи. Но, собственно, правилами OF не предусмотрен и ни один другой вариант развития событий. Здесь вообще нет правил. Сформулируем это так: в Operation Flashpoint любую миссию можно выполнить каким угодно способом при каких угодно условиях - кроме тех случаев, когда ее нельзя выполнить.

А что? По-военному. Вот и пришлось Bohemia на середине кампании придумывать дурацкие ограничения, вести отсев агнцев от козлищ (простите) уже ПОСЛЕ завершения задания: внедрить в действие сурового, но справедливого генерала в очках, плести что-то про «долг джентльмена» и «честь офицера» (или наоборот?) и избавляться от своих маниакальных игроков, ссылая их не в милый сердцу дисбат, а на гражданку. Но не стоит останавливаться на половине дороги - после беспримерных по идиотизму страниц о подвигах командира Армстронга нас в этом толстенном романе о мире и войне ждут весьма симпатичные главки о диверсиях, вертолетах и русском генерале. Да и концовка весьма хороша.

Между прочим, в работе уже второй том: официальный набор из двадцати новых миссий, повествующих о карьере и личной жизни? Дмитрия Лукина, рядового Советской Армии. Будет много голосов «с настоящим русским акцентом» и разговоров о Mother Russia, у генерала Губы появится красавица-дочь, а в конце обнаружится весьма киношное похищение товарищем Лукиным американского вертолета и спасение на оном из не менее американского пленения. Выйдет потенциальный бестселлер, названный авторами Operation Flashpoint: Red Hammer, в декабре.

Грамотная снайперская атака конвоя: первая пуля - кстати высунувшемуся водителю БМП, вторая - водителю грузовика. Затем - смена точки и расстрел высыпающегося из кузова народа. Опасаться следует лишь непредсказуемо виляющего и палящегося во все стороны танка.

Правила неведения боя

Конечно, начинать знакомство с OF лучше всего с кампании. Во-первых, там содержится вполне приличный обучающий режим («курс вождения танка из десяти легких уроков», «курс обращения с подствольным гранатометом из десяти легких уроков»); во-вторых, только первые ее задания дарят нам этот неповторимый эффект «первого убитого русского».

Поясняю. На острове Эверон мы проходим курс молодого бойца: заключается он в том, что всех встречных советских солдатиков истребляют старшие бойцы, а молодой за ними не успевает. Прицельная система американского миротворца оснащена устройством распознавания «это свой», что в какой-то мере страхует офицеров от не слишком преднамеренных выстрелов в спину. Опознать врага вон в той серой (или зеленой?) кочке теоретически должны бы помочь выкрики товарищей: на деле эта мешанина циферблатных делений в эфире исключительно мешает. Вообще радиосвязью в OF пользуются лишь офицеры, самоубийцы и дегенераты.

Так вот, синдром «первого убитого русского»? Когда-нибудь, в один прекрасный день, мы углядим очередную зеленую (или серую?) кочку на стратегически выгодной позиции раньше камрадов по взводу и даже чуть раньше товарища мастер-сержанта-сэра, нашего мамы и папы, благодетеля. С каким браконьерским чувством мы отключаем радиосвязь и наводим штурмовую винтовку! Как тщательно проверяем, не наш ли это правофланговый, - о, мы знали столько жестоких разочарований! И с каким трепетным неверием рассматриваем запись «1 рядовой» в до того белоснежной личной учетной книжке!

Происходит это дело обычно на миссии шестой-восьмой. Дальше все пойдет по нарастающей, число достигнет двадцати, а то и тридцати (не считая экипажа сгоревшего танка), но этого, первого, нам не забыть никогда. Не стоит жертвовать эффектом, предварительно ознакомившись с одиночными миссиями или многопользовательским режимом Operation Flashpoint.

Классическая городская зачистка под кроваво-красными небесами: враг засел в здании справа, но, кажется, мы готовы на последний решающий бросок? Причудливая модель управления геликоптером чаще всего приводит именно к таким результатам. Хорошо еще, что Bohemia Interactive не злоупотребляет вертолетными заданиями.

Что же, пришло ответственное время разговоров о некоторых тактических казусах и интеллекте OF (ибо одно неразрывно связано с другим). Как вражеские, так и дружественные человеческие единицы действуют у Bohemia в группе гораздо талантливей, чем поодиночке. Обходят с флангов, а иногда даже и с тыла, толково используют естественные укрытия. Надо видеть, как рассыпается и прячется под кронами группка советских солдат в окуляре оптического прицела! Число есть - умения не надо. Единичные вражеские рядовые (и в особенности офицеры!) либо лежат плашмя, дожидаясь выстрела, либо весьма незамысловато выманиваются на открытую местность и убираются парой выстрелов. Утешает, что ни в одной игре (за возможным исключением Project IGI) военные молекулы не были способны на большее.

Ничем не опровергнуто умение скоплений советских военнослужащих принимать вооруженного АК-74 (уже переведенным в полный автоматический режим) Армстронга за своего. Это самое изящное объяснение внезапных приступов русской слепоты, что я слышал. И, собственно, первый нехитрый тактический прием. Не кунг-фу изучаем, в самом-то деле. Очень распространен следующий эпизод: Армстронг (или его альтер-эго Гастовски) лежит в кустах с пулеметом, а в двух шагах от него грузно топает колонна тяжело вооруженных русских, напоминающих пиратов из мультфильма «Остров сокровищ». Минздравом и мной лично крайне рекомендуется пропустить весь состав.

 Причудливая модель управления геликоптером чаще всего приводит именно к таким результатам. Хорошо еще, что Bohemia Interactive не злоупотребляет вертолетными заданиями.

В диверсионных миссиях советуется использовать бесшумный МП-5 в режиме одиночной стрельбы. Прихотью Bohemia Interactive это орудие наделено просто неимоверной точностью боя, и автоматика - немыслимая щедрость. АК-74 особенно хорош в свалке, в полной автоматической настройке, М же 16 следует использовать лишь на функции коротких очередей. При работе со снайперской винтовкой следует убирать в первую очередь уже залегших солдат (стоящие при выстреле бросятся бежать по прямой и станут легкой добычей для стрельбы на упреждение), водителей грузовиков и БТР, а также командиров танков (последние обладают прискорбной привычкой высовываться из своих люков, как суслики из нор). Весь экипаж тут же высыпает наружу с целью извлечь тело покойного.

При минировании дорог три заряда Sachel следует ставить с интервалом в десять шагов по центру, не беспокоясь об обочине: пользуйтесь не таймером, но дистанционным взрывателем. Когда замыкающий колонну БТР налетает на первый заряд, подрывайте все три разом. В противном случае конвой разъезжается в произвольных направлениях. Если же атака идет с ракетными установками (скажем, агрегатами Carl Gustav), следует убрать сначала замыкающую, а затем головную машину, поймав остальные в коробочку, но это азбука. Не производите больше одного выстрела с одной и той же позиции, старайтесь бить из зарослей. Основа партизанской тактики.

Рейтинги_игры

Сложность_высокая
Графика_99%
Сюжет_93%
Музыка_97%
Звук_99%
Управление_93%
Интересность_99%

Из боевых приемов классом повыше, требующих некоторой сноровки, могу порекомендовать следующий трюк, который позволит вам в весьма короткие сроки стать королем многопользовательского побоища Paintball (и, разумеется, поможет в одиночной игре). Он основан на скорости, замечательной пехотной физике OF, возможности с разбегу нырять в положение «залег», некоторых особенностях человеческой природы и еще раз скорости. Чаще всего дуэли Operation Flashpoint происходят на бегу (один солдат как угорелый мчит за другим по пыльной улочке, отчаянно стараясь попасть в спину противнику; затем они меняются ролями), а меткость в таких условиях оставляет желать лучшего. Следует, якобы в отчаянной попытке, спастись от соперника через кустарник, картинно нырнуть в растительность на бегу: рухнувшее тело враг разглядеть не сможет и неминуемо пойдет в ракитник, чтобы убедиться, насмерть ли он вас завалил или просто тяжело ранил. Вы же в это самое время, скрытый от посторонних глаз, очень активно отползаете по кустам в сторону от предполагаемого места трагической гибели и берете оное на мушку. Работает как часики.

Уверен, за исключением последнего фокуса, требующего физической модели OF, вы уже слышали о таких же или подобных приемах в других играх, а то и пользовались ими. Потому и не привожу здесь глубокомысленных размышлений о правилах эксплуатации вертолета или танка (два объемистых томика). Честное слово, если бы не изумительная работа над пехотой, я бы сказал, что Bohemia Interactive сделала крайне упрощенный симулятор других военных симуляторов. В Operation Flashpoint интегрированы самые разнородные элементы. Это зеркало военных игр, их алфавит: ас, битва, ветераны, гибель, дым, егерь, жерло, зенит, имитация, курвиметр, лопатка, маскхалат, ночь, острова, пилотка, рубеж, спецназ, траектория, устав, фейерверк, хитрость, часовой, шлагбаум, эскадрон, юшка, яр. Альфа и омега.


Информация_об_игре: Operation Flashpoint: Cold War Crisis

www.flashpoint1985.com

Жанр_Военный симулятор

Разработчик_Bohemia Interactive Studio

Издатель_Codemasters

Издатель в России_«Бука»

Суть_Лучшая игра на ПК

Системные требования_Windows 95/98/ME/2000, Pentium II 450 (рек. Pentium II 700+), 128 Мбайт ОЗУ (рек. 256+ Мбайт), Direct3D-видеокарта с 16 Мбайт ОЗУ (рек. 32 Мбайт), 4x CD-ROM, DirectX 8.0

Дополнительная информация_500 Мбайт на жестком диске. Использование T&L-конвейера СУЩЕСТВЕННО ускоряет игру


Маленькая сопровождающая картинка к журналу Читайте на сайте тему номера Великое пересечение и другие статьи из журнала "Домашний Компьютер" №11 (65) от 1 ноября 2001 года.
Версия для печати | Обсудить на форуме

Также в рубрике "СОВЕТНИК"

Остужаем "Атлоны"  На минувшей неделе к нам на тест попало три кулера, предназначенных для установки на процессоры Athlon XP (разъем Socket-462).
Фотопечать сегодня  Струйные принтеры, протестированные в этом номере "Советника", могут печатать не только фотографии. Но сравнивать качество распечаток с текстом и цветной графикой практически бессмысленно ? сегодня любой струйный принтер, даже совсем недорогой, превосходно справляется с этой "нефотографической" работой.
Еще один под Linux  Новый «наладонник» Sharp из серии Zaurus появится на японском рынке в конце ноября.
«Восьмидесятник» в кармане  Компания Smartdisk начинает продажи устройства Flashtrax с дисками емкостью 40 и 80 Гб.
Как большой  Компания Fujitsu обнародовала прототип КПК с четырехдюймовым SVGA-дисплеем.
Журнал "ДК"

"Домашний Компьютер" #5 (143)

Журнал "Домашний компьютер" №5-2008 Тема номера: "Цифровые ассистенты"

В розничной продаже с 07 мая 2008 года.

PDF-архив журнала "ДК"


Компьюлента

Подписка на статьи ДК-HiFi
Введите ваш e-mail:

О ЖУРНАЛЕ|О САЙТЕ|КОНТАКТЫ|
© ООО "Компьютерра-онлайн" 2003-2006.
При использовании материалов сайта ссылка на "ДК" обязательна.
При использовании материалов бумажного издания ссылка на источник обязательна.
Техподдержка сайта: [email protected]
Работает на <Битрикс: Управление сайтом>
Почта защищена сервером СПАМОРЕЗ

Сайт работает на сервере DEPO Computers